Литература


Литература
   один из видов искусства, включающий произведения художественной письменности, которые отвечают эстетическим критериям и обладают социокультурной значимостью. Основанием, на почве которого образовалась литература как искусство слова, была устная народная словесность. Содержащая разнообразные элементы мифологического, религиозного, нравоучительного, познавательного характера, эта словесность постепенно трансформировалась в синкретичные памятники эпического («Илиада», «Одиссея») или сакрального (Ветхий Завет) характера, в которых отчетливо представлено художественно-эстетическое, поэтическое начало.
   Своеобразие литературы как вида искусства состоит в том, что ее основным материалом является слово, материализованное в письменно оформленных буквах и образованных из них определенных сочетаниях, требующих понимания, т. е. привлечения интеллектуальных резервов рассудка и разума. Литературный язык позволяет воссоздавать разнообразные события естественной и общественной жизни, изображать поступки и характеры людей, их чувства, мотивы, мысли, сложные душевно-духовные состояния, в том числе многое из того, что невозможно передать средствами живописи, скульптуры, музыки, театрального искусства. Способность литературы проникать в глубинные сферы духовной жизни личности и воссоздавать сложнейшие оттенки индивидуального мироотношения ставит талантливого писателя или поэта в один ряд с одаренными философами и психологами и позволяет рассматривать его произведения одновременно и как образцы художественной словесности, и как характерные памятники гуманитарной мысли.
   Литературно-художественное произведение, при всей глубине присутствующих в нем философских мыслей и при утонченности психологических наблюдений и проникновений, всегда остается произведением искусства, поскольку в нем писатель выступает демиургом, творящим свой собственный, неповторимый художественный микромир. Подобное присвоение художником себе, хотя бы в самой малой степени, функций Бога-Творца ставит его в особое положение, отличающееся от того, в котором пребывают философы, психологи, ученые. Ему, в отличие от них, дано право на вымысел, на обладание огромной мерой творческой свободы.
   Издавна установившаяся традиция предписывает подходить к литературе дифференцированно и выделять внутри ее целостного мира следующие содержательноформальные компоненты:
   1) тип - поэзию и прозу;
   2) род - эпос, лирику, драму;
   3) жанр (например, эпические жанры - роман, повесть, рассказ, новелла и т. д., лирические жанры - гимн, ода, баллада, элегия и др.).
   Социальные, национальные, государственные границы предписывают свою модель типологизации внутри искусства слова. Так, вся совокупность литературно-художественных произведений, созданных одним народом, на одном языке и в пределах определенных национальных и (или) государственных границ, именуется национальной литературой. Из национальных литератур, взятых в динамике их развития в историческом времени мировой истории, складывается всемирная литература как общечеловеческое культурное достояние. Как национальные литературы, так и литература всемирная имеют характерные динамические особенности развития с непременными чередованиями периодов расцвета и упадка.
   Литературоведение. Как теоретическая дисциплина, изучающая литературный процесс во всем многообразии его проявлений, литературоведение, имеет сложную внутреннюю структуру. Основные отрасли литературоведения:
   1) теория литературы исследует сущностные свойства и общие закономерности существования и функционирования искусства слова; внутри нее существуют более узкие аналитические области - поэтика, стилистика, текстология и др.;
   2) история литературы изучает динамику ее развития как в пространственно-временных пределах локальных культур, так и в большом историческом времени мировой цивилизации;
   3)литературная критика анализирует литературный процесс в его сегодняшнем состоянии и в его связях с актуальными социокультурными проблемами современной жизни.
   В зависимости от базовых методологических, философско-эстетических, мировоззренческих посылок различаются относительно самостоятельные направления - культурно-историческое (И. Тэн, Ф. де Санктис, Н. С. Тихонравов, А. Н. Пыпин и др.), сравнительно-историческое, или компаративистское (М. Лацарус, А. Ланг, А. Н. Веселовский, В. М. Жирмунский, Н. И. Конрад и др.), марксистское (Г. В. Плеханов, А. В. Луначарский, Г. Лукач) и др.
   Социология литературы. В XIX в. наиболее значительным явлением в истории искусствознания следует признать становление новых исследовательских отраслей, которые получили названия социологии искусства, социологии литературы, социологии литературной жизни. Их конституированию в качестве самостоятельных теоретических дисциплин предшествовало появление трудов крупных европейских литераторов, специалистов по различным отраслям художественной культуры Ш. Сент-Бева, братьев Э. и Ж. Гонкуров и др.
   Шарль Сент-Бёв (1804-1869), французский писатель, поэт, литературный критик, обладал незаурядным аналитическим талантом, позволившим ему стать создателем литературно-биографического метода. В его подаче творческая биография писателя предстает как экзистенциальная, личностная квинтэссенция эпохи. Сент-Бев полагал, что принципиальную важность для постижения тайны творческого «я» художника имеет исследование всего комплекса тех социальных, психологических, нравственных и др. проблем и коллизий, которые сопутствовали ему в период создания и выхода в свет его первого значительного произведения. «Если вы сумели, - писал Сент- Бев, - понять поэта в этот критический момент его жизни, развязать узел, от которого отныне протянутся нити к его будущему, если вам удалось отыскать, так сказать, тайное звено, что соединяет два его бытия - новое, ослепительное, сверкающее, великолепное, и то - Прежнее - тусклое, замкнутое, скрытое от людских взоров, которое он предпочел бы навеки забыть, - тогда вы можете сказать, что знаете этого поэта». Сент-Бев указывает на три (два внешних и один внутренний) детермина- ционных вектора, которые предопределяют возникновение художественного шедевра. Первый - это общее состояния литературы, второй - полученное воспитание и третий - особенности творческого дарования. Эта методология психосоциологического анализа не была плодом абстрактного теоретизирования. Она явилась порождением собственного изобразительно-аналитического опыта исследователя, позволившего ему создать литературно-критические портреты многих деятелей литературы и искусства - Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена, Шатобриана и др.
   Значительный интерес представляют исследования французских литераторов, братьев Эдмона де Гонкура (1822-1896) и Жюля де Гонкура (1830-1870). Им принадлежат, помимо нескольких романов и известных «Дневников», сочинения, раскрывающие различные грани социальной, культурной и художественной жизни Франции эпохи рококо - «История французского общества эпохи революции» (1854), «История французского общества эпохи Директории» (1855), «История Марии-Антуанетты» (1858), «Интимные портреты XVIII века» (1857), «Женщина в XVIII веке» (1862), «Искусство XVIII века» (1859-1875). Позднее появляются книги Эдмона Гонкура «Утамаро, художник зеленых домов» (1891) и «Хокусаи» (1896). Писателей-исследова- телей интересует личность художника как частного человека, хотя и живущего в средоточии общественных взаимоотношений и социальных проблем, но умеющего оберегать автономию своего внутреннего мира. Как мастера социальных зарисовок и психологических портретов, Гонкуры демонстрируют импрессионистическую манеру, в которой изобразительность соседствует с аналитичностью. В их скрупулезном воссоздании реалий художественной жизни много натурализма, который можно охарактеризовать как социографический подход к явлениям повседневной художественной жизни. Иными словами, то, что литераторы называют натурализмом, на языке социологов именуется вниманием к фактам и их непредвзятое изображение. То есть Гонкуров можно считать стихийными социологами, которые в период начавшегося широкого распространения популярности социологической теории по-своему обозначили социологический вектор в контексте своих исследований литературно-художественной жизни.
   Социология литературой жизни. Социологов интересуют не только вопросы, связанные с литературным творчеством. Круг исследуемых ими проблем достаточно широк и включает самые разные аспекты духовно-практической жизни общества, так или иначе связанные с активным функционированием произведений литературы. В качестве характерного образца одной из таких проблем может служить феномен бестселлера. Его значимость заключается в том, что он в немалой степени способствовал развитию социологического понимания книгоиздательской деятельности, читательского спроса и состояния книжного рынка. Если учитывать, что на Западе и, в частности, в США, этот процесс впервые проявился в 1890-е гг., то данное обстоятельство невозможно не соотнести с происходящим в то же самое время интенсивным развитием тогда еще молодой, но уже весьма популярной социологической науки. Воспользуемся существующей в литературе обстоятельной социологической характеристикой феномена бестселлера (А. С. Мулярчик. Бестселлер//Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001. - С. 82-84): «Впервые списки бестселлеров появились на страницах журнала “The Bookman” в 1895. В журнале “Pulisher’s Weekly” они печатаются с 1912, в приложении к “The New York Times book review” - с августа 1942. Это последнее издание является наиболее авторитетным источником свевдений о спросе на книги в США и в некоторых странах Запада. В разные годы колонки бестселлеров публиковали журналы “Saturday review”, «Times», “Newsweek” и др. Доскональный учет бестселлеров по различным параметрам ведется вСШАс 1945. Первоначально перечень самых ходовых книг ограничивался беллетристикой, но уже в 1917 была выделена рубрика “небеллетристических сочинений” (nonfiction), которые к концу XX в. по тиражам превосходили художественную литературу примерно в три раза. Тогда же количество книг, выделяемых по разным колонкам, стало равняться десяти. До половины изданий в категории nonfiction неизменно составляли справочники, самоучители, кулинарные, садово-огородные и иные пособия. При этом статистика США не учитывает в данном случае энциклопедии, молитвенники, учебники, сборники кроссвордов, сонники и аналогичные виды книжной продукции. Другая важная градация - разделение всех опубликованных книг на “первоиздания” (hardcover editions) и последующие массовые и, как правило, удешевленные допечатки (paperbacks). “Книги в мягких обложках” вошли в широкий обиход в США вскоре после Второй мировой войны.
   К числу “рекордсменов” совокупного рынка США принадлежат Библия, “Карманная книга об уходе за младенцем” Б. Спока, несколько кулинарных пособий, Вебсте- ровский словарь английского языка и “ Книга рекордов Гиннеса” (1955). Среди книг для детей первенство прочно удерживает “ Волшебник из страны Оз” Ф. Баума (1900)... В США на протяжении минувших ста с лишним лет лидерство среди беллетристических бестселлеров неизменно принадлежало американскому роману... Переводы занимали весьма скромное место, и все же громкий успех выпал на романы “ Камо грядеши” (1897) Г. Сенкевича, “Огонь” (1916) А. Барбюса, “На Западном фронте без перемен” и “Триумфальная арка” (1946) Э. М. Ремарка, “Маленький человек, что же дальше” (1933) Г. Фаллады, “Доктор Живаго” (1957) Б. Пастернака, “Леопард” (I960) Дж. ди Лампедуза, “Август Четырнадцатого” (1971) А. Солженицына, “Имя Розы” (1983) и “Маятник Фуко” (1989) У. Эко.
   “Русская тема” в списках бестселлеров представлена довольно широко. Помимо романов Пастернака и Солженицына, необходимо упомя нуть “ Большевизм” (1919) Дж. Спарго, “Путеводитель по новой России” (1931) М. Ильина, “Я выбрал свободу” (1946) В. Кравченко, роман “Парк Горького” (1980) М. К. Смита, документальные работы “Внутри России сегодня” (1958)Дж. Гантера, “русские” (1976)X. Смита, “Могила Ленина” (1993) Д. Ремника... По абсолютным цифрам продаж к середине 1970-х рубеж в 10 млн. экз. превзошли: “Крестный отец” (1969) М. Пьюзо, “Изгоняющий дьявола” (1971) У. Блэтти, “Убить пересмешника” (1960) X. Ли, “Пейтон Плейс” (1956) Т. Металлиос».
   В контексте социологии литературной жизни важное место занимает проблема моральной цензуры общества в его борьбе за нравственную чистоту литературы. Приведем сугубо социологический пассаж, характеризующий противодействие американского общества тенденции нарастающей имморализации литературной продукции (А С. Мулярчик. Андеграунд. // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001. - С. 33-34): «Формально ни морально-идеологической, ни политической цензуры в современной истории США не существует. Тем не менее, опираясь на питаемое пуританскими традициями общественное мнение (особой активностью отличалось “Общество по искоренению порока”, 1844- 1915, Э. Комстока), федеральное почтовое ведомство с конца XIX в. препятствовало ввозу в США некоторых произведений Э. Золя, Г. де Мопассана, А. Шницлера и других европейских писателей. Неблагоприятный психологический климат существенно отдалил полнотиражное издание “Сестры Керри” (1900) Т. Драйзера. В 1920-е была запрещена пересылка из-за океана “Улисса” (1922) Дж. Джойса и “Любовника леди Чаттерлей” (1929) Д. Г. Лоуренса; судебным и административным преследованиям подверглись романы “Юрген” (1919) Дж. Б. Кейбелла, “Американская трагедия” (1925) Т. Драйзера, “Джентльмены предпочитают блондинок” (1927) А Лус, пьеса “Странная интерлюдия” (1928) Ю. О’Нила. После Второй мировой войны издатели в США долго воздерживались от публикации трактующего проблему гомосексуализма романа “Город и колонна” (1950) Г. Видала, а также “Лолиты” (1955) В. Набокова. Событием, устранившим многие препоны моральной цензуры,... стали судебные процессы начала 1960-х, легализовавшие ввоз, публикацию и продажу в США романов “Тропик Рака” (1934) и “Тропик Козерога” (1939) Г. Миллера, “Любовника леди Чаттерлей” Лоуренса, индийского эротического трактата “Кама Сутра” и написанного в XVIII в. романа англичанина Дж. Клеланда “Финни Хилл” (1750). К середине 1960-х реализация печатной продукции андеграунда на американском рынке осуществлялась в основном через журнал “Эвергрин ревью” и издательство “Гроув пресс”. Среди их авторов были европейцы Ж Жене и С. Беккет, старейшина “наркотического искусства” У. Берроуз, поэты-битники во главе с А. Гинсбергом, молодые американские прозаики X. Селби (“Последний поворот в Бруклин”, 1966), Э. Кливер (“Душа на льду”, 1967), Ч. Буковски... При президентах Р. Рейгане и Дж. Буше тщетными оказались попытки усилить морально-организационное воздействие консервативных слоев общества на отчасти субсидируемую государством через Национальные фонды искусств и гуманитарных наук «экспериментальные» и нередко лишенные этической основы формы культурной деятельности. Та же участь постигла затем и аналогичные притязания со стороны движения “моральное большинство” Дж. Фоллоуза, а также выдвинутой в 1995 конгрессменом-республиканцем Н. Гингричем программы “Договор с Америкой”».
   ◘ Лит.: Академические школы в русском литературоведении.-М., 1975: Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М. 1975; Берг М. Литературократия: Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. - М., 2000; Вейман Р. История литературы и мифология. - М., 1975; Веселовский А. Н. Историческая поэтика. -Л., 1940; Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования //Социологическиеисследования., 1984, № Г, Лотман Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения. -Л., 1974; Лихачев Д. С. Развитие литературы X-XVII вв.: Эпохи и стили. - Л., 1973; Ю. М. Поэтика бытового поведения в русской культуре ХIII века // Из истории русской культуры. Т. IV. - М. 1996; Манн Ю Русская философская эстетика. - М. 1998; Москаленко В. В. Книгоиздание в США: организация, экономика, распространение. М., 1976; Поспелов Г. Н. Стадиальное развитие европейских литератур.-М., 1988; Современные литературоведческие концепции, (Герменевтика, рецептивная эстетика). - М., 1983; Тенденции в литературоведении стрен Западной Европы и Америки. - М., 1981; Теория литературы: Основные проблемы в теоретическом освещении. Кн. 1-3. - М., 1962-1965; Тынянов Ю. Н. Литературный факт. -М., 1993; ; Шюкинг Л. Социология литературного вкуса. - Л., 1929.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Синонимы:

Смотреть что такое "Литература" в других словарях:

  • Литература — Содержание и объем понятия. Критика домарксистских и антимарксистских воззрений на Л. Проблема личного начала в Л. Зависимость Л. от социальной «среды». Критика сравнительно исторического подхода к Л. Критика формалистической трактовки Л.… …   Литературная энциклопедия

  • ЛИТЕРАТУРА — это управляемое сновидение. Хорхе Луис Борхес Литература это новости, которые не устаревают. Эзра Паунд В чем разница между журналистикой и литературой? Журналистику не стоит читать, а литературу не читают. Оскар Уайльд Правду сказать, мы знаем… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ЛИТЕРАТУРА — (фр. litterature, от littera буква). Словесность, письменность, совокупность письменных и устных памятников слова, принадлежащих известному народу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИТЕРАТУРА вообще… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЛИТЕРАТУРА — (латинское lit(t)eratura, буквально написанное), произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературу… …   Современная энциклопедия

  • ЛИТЕРАТУРА — ЛИТЕРАТУРА, литературы, жен. (лат. litteratura). 1. Вся совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность, в отличие от устной словесности. Древнерусская литература. 2.… …   Толковый словарь Ушакова

  • литература — Письменность, словесность, печать, пресса, беллетристика, журналистика. ... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. литература письменность, словесность, печать, пресса,… …   Словарь синонимов

  • литература — ы, ж. littérature <лат. litteratura. 1. Письменность. 20 е гг. 18 в. Бирж. 161. Письменность. Даль. Вся совокупность письменных и печатных произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность, в отличие от… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Литература — словесность, письменность. Литераторъ писатель, словесникъ. Ср. Литература служитъ воплощеніемъ всѣхъ духовныхъ силъ страны, и ежели ея нѣтъ, то это значитъ, что духовныя силы находятся въ отсутствіи или лежатъ глубоко подъ спудомъ. Салтыковъ.… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • литература —     ЛИТЕРАТУРА, беллетристика, устар. словесность, разг., пренебр. чтиво     ЛИТЕРАТУРНЫЙ, писательский …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ЛИТЕРАТУРА — ЛИТЕРАТУРА, ы, жен. 1. Произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение. Научная л. Мемуарная л. Художественная л. Древнерусская л. 2. Письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза,… …   Толковый словарь Ожегова

  • Литература — Литература. H.J. Raymond, Life and public services of Abraham L. (Нью Йорк, 1864); J. G. Holland, Life of A. L. (Springfield, 1865);Corsby, Das Leben A. L s (Филадельфия, 1861); W. H. Lamon, LHfe of A.L. (Бостон, 1872); Jouault, A. L., sa… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

Другие книги по запросу «Литература» >>